Роман “Обломов” классическое произведение

Основные черты обломовского типа порождены крепостничеством и проявляются в беспробудной лени, неприспособленности личности к жизни и труду. Родовые признаки обломовщины можно найти, как считает Добролюбов, в Онегине, Печорине, Рудине и в других “вариантах” “лишнего человека”. При всей неожиданности такая аналогия верна по существу, потому что перечисленных героев роднит “бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего…” (2, 127). Обломов уступает своим собратьям по уму

и темпераменту. Но именно в нем со всей определенностью выражена мысль об исторической исчерпанности “лишних людей” как деятелей дворянского периода. В лице Обломова, заключает критик, они сведены “с кпасивого пьедестала на мягкий диван…”
Критик обращает внимание и на своеобразие художественного метода романа, его структуры, через которую выявляется сущность обломовщины. Он отмечает полноту, обстоятельность в изображении действующих лиц, окружающей обстановки. Так, с изумительной подробностью Гончаров описывает не только привычки Обломова, но и комнаты, в которых жил герой, диван, на котором он
проводил время, даже серый сюртук и “щетинистые” бакенбарды его слуги Захара. С неменьшей подробностью очерчены быт и нравы обитателей Обломовки, которая сформировала психологию героя. “В этом уменье охватить полный образ предмета,- писал критик,- отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова” (2, 109). Особое значение имеют детали, концентрировавшие типическую сущность героя (например, халат Обломова, его домашние туфли, в которые он попадал ногами, даже не глядя на пол).
Композиция романа, показывает критик, также связана со стремлением автора к широкому, эпическому охвату действительности. Задерживаясь на деталях, останавливая “летучие явления” (2, 109) жизни, Гончаров придавал сюжету не бурное, а медленное, плавное развитие. Это позволяло глубже заглянуть в затаенные складки человеческой души, выявить взаимосвязь героя и среды. Язык романа покоряет естественной выразительностью, простотой.
Показав обломовщину как социальное зло, Гончаров создал роман огромной воспитательной силы. Писатели, деятели революционного движения не раз обращались К “Обломову” как к произведению, направленному против общественного и нравственного застоя. “”Обломов” – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было” – писал Л. Толстой.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Роман “Обломов” классическое произведение