Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского “Бесприданница” 1

В 1878 году впервые была поставлена на сцене “Бесприданница” А. Н. Островского. Это лучшая психологическая пьеса драматурга, воплотившая его сокровенные, лирические размышления. С образом главной героини связана тема утраченных иллюзий, тема гибели мечты о счастье.
Лариса – романтическая, возвышенная девушка. Ее имя – значимое. В переводе с греческого это – чайка, символ красоты и чистоты. Лариса, мечтательная и артистичная, не замечает в людях нравственных изъянов. Девушка погружена в мир музыки, она прекрасно исполняет романсы и живет в соответствии с романтическими идеалами. Она способна только на бескорыстную любовь, ее помыслы чисты. По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Девушка вовлечена в такие отношения, в которых честность не отличить от хитрости, любовь от притворства, благородство от корыстных побуждений. В доме Ларисы постоянно бывают поклонники, которые окружают ее вниманием, делают подарки, говорят комплименты. Клянутся в любви и уважении. Вожеватов так высказывается о пении Ларисы: “Послушать, да и умереть – вот оно что!” Кнуров говорит ей: “Я только желаю вам добра и счастья, чего вы вполне заслуживаете”. Паратов признается Ларисе, что хочет: “Слушать ваш очаровательный

голос, забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве…О блаженстве быть рабом вашим, быть у ваших ног”. Карандышев мечтает публично поблагодарить невесту за счастье, которое она сделала ему своим выбором. Девушка – искренняя натура. Поэтому она верит в чистосердечие окружающих. Вожеватов рос вместе с Ларисой, она считает его другом и бесконечно ему доверяет. Харита Игнатьевна Огудалова замечает: “Да ведь шут он, у него не разберешь, нарочно он или вправду”. Вожеватов – расчетливый и бездушный человек. Он никогда не забывает, что Лариса бесприданница и не собирается жениться на ней. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пение для Вожеватова большое удовольствие. Но он никогда не потеряет голову, свои чувства подчиняет трезвому расчету. “Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю… что любовью-то называется”, – говорит он Кнурову. И тот одобряет его: “Похвально, хорошим купцом будете”.
Лариса идеализирует Карандышева: “Да он и здесь хорош; я в нем ничего не замечаю дурного”. Она искренне полагает, что Юлий Капитоныч – человек с доброй душой, бедный и непонятый окружающими. Героиня не замечает уязвленного самолюбия, зависти в душе Карандышева. Она хочет полюбить его и уехать с ним в деревню, чтобы забыть Паратова, забыть унижения в родном доме. Она ищет тишины, уединения. “Меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем”, – объясняет она Карандышеву свое состояние. Подлинную реальность Лариса заменяет выдуманной действительностью. Девушка думает, что в деревне ее ждет рай. В этой воображаемой идиллии не будет невыносимого положения бедной невесты, заманивающей богатых женихов; не будет “страшной, смертельной тоски” от сознания, что это положение постыдно и унизительно и нет для него исхода. Лариса внушает себе, что любовь можно заменить покоем, “цыганский табор” – прогулками “по лесам” с корзиной грибов и ягод. Это еще один вариант придуманного счастья, еще одна надежда спастись от действительности. Постепенно, начиная со званого обеда в ее честь, Лариса прозревает в отношении Карандышева. Она начинает понимать, что в его любви больше эгоизма, чем искреннего чувства, что он жалок в своем желании утвердиться с помощью Ларисы в обществе “сильных мира”.
Самое тяжелое разочарование в жизни героини – роман с Паратовым. Для нее этот человек – идеал: “Сергей Сергеич… это идеал мужчины… это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мною!” В самый напряженный момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поет романс “Не искушай меня без нужды”. Девушка воспринимает свои отношения с Паратовым в соответствии со строчками этого произведения. Для нее Сергей Сергеевич – роковой искуситель. Она не имеет сил сопротивляться его любви. Лариса объясняет свое состояние матери: “Я ослеплена, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит”. Ослепление чувствами не позволяет Ларисе объективно оценивать характер и поступки Паратова. Она видит широту его души, смелость, отчаянную отвагу. С восторгом девушка вспоминает, как Паратов вышибал выстрелом из пистолета монету из ее руки, при этом говорил “высокие” слова: “Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете…” Лариса находится в мире мечты и не осознает, что Паратов хладнокровно играет ее чувствами, что он использует избитые способы, чтобы поразить ее воображение. Лариса способна только восхищаться своим идеалом: “Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним”. Ее не настораживает, что Паратов, неожиданно вернувшись в город, начинает издеваться над Карандышевым, тем самым оскорбляя и Ларису. Девушка верит в сказку любви, в то, что богатый женится на бедной. Лариса искренне считает, что своими страданиями заслужила счастье. Паратов “безбожно” использует ее доверчивость. Лариса во второй раз поверила герою своего романа и жестоко ошиблась. “Идеальный мужчина” в финале наконец-то сказал Ларисе правду, что он обручен, и что его чувство к ней – “мгновенное увлечение”. Лариса поняла, что в его “глазах – как на небе, светло”, а душа – темная, черная. Так в ее жизни произошел крах мечты. Ей стало ясно, что для Паратова она была лишь забавой, красивой куклой, необходимой для удовольствия.
Узнав, что Кнуров и Вожеватов разыграли ее в орлянку, Лариса прозревает окончательно, рвутся все ее связи с окружающими людьми. Девушка поняла страшную правду: “Они правы, я вещь, я не человек…” Лариса уходит из жизни со словами: “Вам надо жить, а мне надо умереть…” Она права: в продажном мире не найти любви, сочувствия, “теплого, сердечного слова”. Лариса утратила все иллюзии и ушла из жизни, которую не принимала.
Тема потери веры в идеал оказывается в пьесе трагической. Социальные причины только способствуют трагической развязке истории Ларисы Огудаловой. Но в первую очередь Островский показывает трагедию “горячего сердца”, талантливой личности, а не девушки без приданого. Лариса не смогла следовать жизненному принципу дельцов: “…применяйся к обстоятельствам…” Романтические порывы Ларисы уносили ее от всего земного, житейского. Утрата иллюзи


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского “Бесприданница” 1