Эволюция творчества Пушкина

Эволюция творчества Пушкина соотносилась с литературным процессом в
России первой трети XIX в. довольно сложно. Взаимоотношения Пушкина с
Литературным движением его времени строились качественно неоднородно по
Десятилетиям: в 1810-е гг., – когда он входил в литературу, учился
Литературному мастерству и был, так сказать, одним из многих; в 1820-е гг.,
– когда он был признан первым русским поэтом, и в 1830-е гг., – когда
Критика того времени заявила о падении влияния Пушкина на современную
Литературу. Историко-литературное

качество ранней поэзии
Пушкина следует
Определять по “школе легкой поэзии”, к которой он в то время принадлежал и
Которая была по-своему прекрасной школой для молодого поэта, обретавшего в
Ней не только гармоническую точность стиля, но и оптимистическую ясность
Просветительского взгляда на жизнь.
Такое настроение не исключало и более
Принципиального вольномыслия и высоких тем, – поэтому в раннем творчестве
Пушкина ощущается и струя высокого классицизма (“Воспоминания в Царском
Селе”, “Александру”, “Лицинию”), и сатирическая, прежде всего литературно

Пародийная, направленность. В середине 1810-х гг. в лирику Пушкина
Вторгаются элегические мотивы. Но характерно, что, обогащенная этими
Мотивами, поэзия Пушкина остается верной своим началам. Любопытно, что
Южные поэмы Пушкина критического отпора почти не вызвали: они не посягали
На классицистические жанры, принадлежа уже к иной – романтической –
Жанровой системе. Но основные споры по проблемам романтизма в русской
Критике развернулись именно в связи с южными поэмами – и с этих пор под
Прямым пушкинским влиянием в русской литературе надолго утверждается в
Качестве ведущего жанр романтической поэмы. Для оценки литературной
Ситуации первой половины 1820-х гг. принципиальное значение имел вопрос о
Творческих взаимоотношениях Пушкина и литераторов-декабристов.
Романтический период творчества Пушкина – с его пиком, стихотворениями
“Свободы сеятель пустынный” и “Демон”, – был чрезвычайно стремительным
(1821- 1823 гг.) и, в сущности, явился следствием кризиса просветительских
Идеалов поэта, убедившегося на примере подавленных национально –
Освободительных движений 1820-х гг. в недостижимости немедленного
Воплощения в жизнь заветов Разума и разочаровавшегося в современном ему
“просвещенном” поколении, эгоистически разобщенном и отравленном скепсисом.
Апогей прижизненной славы Пушкина падает на первые годы после возвращения
Поэта из ссылки. Во второй половине 1820-х гг. выходит девятнадцать
Пушкинских изданий из тридцати четырех, вообще опубликованных при его
Жизни. Многие пушкинские произведения появились в это время вторым изданием
(а поэма “Бахчисарайский фонтан” даже третьим). В своем творчестве Пушкин
Уходил стремительно вперед, а в литературном сознании того времени он
Оставался романтиком, и в пору окончательного упрочения романтических
Тенденций русской литературы, связанных с духовным кризисом, который
Переживало русское общество последекабристской эпохи, в Пушкине видят
Безусловного лидера литературного движения.
В “Литературных мечтаниях”
(1834) Белинский, выражая общее мнение, писал: “Пушкин царствовал десять
Лет: ..Борис Годунов” был последним великим его подвигом; в третьей части
Полного собрания его стихотворений замерли звуки его гармонической лиры.
В литературоведении не раз была предпринята попытка оспорить резкое
Противопоставление Белинским пушкинского и гоголевского периодов русской
Литературы. Но факт остается фактом: в 1830-е гг. Пушкин перестал быть
Властителем дум. Точнее – живое значение в ту пору было признано лишь за
Романтическими произведениями поэта, прежде всего за его поэмами (в
Толковании Белинского и других критиков середины XIX в. поэмами считались и
“Борис Годунов “, и “Евгений Онегин”) После 1825 г. русская литература
Вступила в эпоху расцвета романтизма, причем романтизма нового качества,
Так называемого философского, основанного па эстетических системах
Шеллинга, Фихте, Гегеля. Пушкинское творчество не избежало этого общего
Движения: нельзя нс заметить с конца 1820-х гг. до второй Болдинской осени
(1833) осложнения реалистической системы Пушкина романтическими мотивами.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Эволюция творчества Пушкина