Тема смысла жизни в повести А. П. Платонова “Котлован”

“Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок – для будущего неподвижного счастья и для детства”, – писал А. П. Платонов.
В повести “Котлован” рассказывается о строительстве огромного “дома счастья”, “общепролетарского дома”, где будут жить трудящиеся всего города. Пока ведется первоначальная работа: роется котлован под фундамент этого дома. Люди, занятые на строительстве, производят мрачное, гнетущее впечатление. Показывая землекопов, Платонов акцентирует наше внимание на том, что это “усталые, недумающие люди”, что у них “бессознательные лица”, что они “угрюмы и худы”. Вот как реагируют землекопы на появление в их бараке нового человека – Вощева: “Все мастеровые молчали против Вощева: их лица были равнодушны и скучны, редкая, заранее утомленная мысль освещала их терпеливые глаза”. Перед нами люди, которые разучились думать, размышлять! Смысл жизни землекопов сводится к одному: постоянному рытью котлована.
Работа этих людей прерывается только тогда, когда надо принять пищу и поспать. Создается впечатление, что руководители этого трудового процесса не одобряют и такие вынужденные остановки в работе. Для них это – только досадная необходимость. Как было бы хорошо, если бы человеку не надо было ни есть, ни спать!
Да и

сами “мастеровые” забыли об элементарных радостях жизни: едят они “серьезно”, “принимая в себя пищу как должное, но не наслаждаясь ею”. Все они одинокие люди. У них нет семей, детей, любимых женщин, они живут в большом бараке и работают, работают, работают… Конечно, есть труд, который облагораживает человека, делает его физически сильным, красивым. Это труд в радость. Но есть труд изматывающий, превращающий человека в рабочую скотину. Смысл жизни людей, занятых рытьем котлована, – “жизнь впрок”, тяжелый коллективный труд ради счастья будущих поколений.
Землекопы утешают себя так: “Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок – для будущего неподвижного счастья и для детства”. Они живут ради элементарного будущего, забыв о том, что каждый человек имеет право на счастье и на личную жизнь.
Смысл жизни строители видят еще и в том, чтобы дожить до коммунизма. И очень боятся не дожить. Их убедили в том, что рабочий класс должен жить для “энтузиазма”. Чиклин запрограммирован, будто какой-то робот, на одну сплошную работу, и потому, когда он не копает землю, “его жизни некуда было деваться”.
Особое место на страницах повести А. П. Платонова занимает Вощев. Именно образом Вощева открывается повествование, и именно с этим образом в роман входит тема правдоискательства, вечная тема поиска смысла жизни. Ведь сколько стоит мир, столько люди (а как же иначе: человек ведь мыслящее существо) ищут ответы на вопросы: зачем устроен мир, зачем живет человек, для какой цели?
В “день тридцатилетия личной жизни” Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования”. Иначе говоря, Вощева уволили. В чем же причина? Отлынивал от работы? Прослыл лентяем? Нет, дело совсем в другом. Его “устранили с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда”. Вощев – не какой-нибудь тунеядец, просто с некоторых пор этот человек начинает догадываться, что смысл жизни, “тайна” бытия, не может ограничиваться только бессмысленным существованием в цехе завода.
Но, что самое удивительное, новому государству не нужны люди, подобные Вощеву: “Тебе, Вощев, государство дало лишний час на твою задумчивость – работал восемь, теперь семь, ты бы и жил – молчал! Если все мы сразу задумаемся, то кто действовать будет?” На что Вощев отвечает: “Без думы люди действуют бессмысленно!”
И вот Вощев, уже принятый на работу в качестве землекопа, но “томимый своей последовательной тоской”, продолжает поиски смысла жизни. Он спрашивает инженера Прушевского: “А вы не знаете, отчего устроился весь мир?”
Впервые разглядывая спящих рабочих, Вощев тщетно, жадно пытается обнаружить на их лицах радость жизни. Тогда бы он немного успокоился, осознав, что радость, удовлетворение можно черпать в труде, и тогда есть какой-то смысл в жизни. Но “припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица”; “в бараке” “никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, – каждый существовал без всякого излишка жизни…”
Почему же отношение к Вощеву и ему подобным у людей нового государства резко отрицательное? По их убеждению, умственная, мыслительная деятельность является отдыхом, а не работой. Думать – это для буржуев, которых не должно существовать, которых надо убивать. Жить нужно “впрок”, забыв о себе и думая только о грядущих поколениях.
В связи с этим, смерть маленькой Насти, дочки владельца кафельного завода, весьма символична. Настя – олицетворение “счастливого” будущего государства, она одна из тех, для которых предназначается строящийся дом. Смерть ребенка (котлован становится ее могилой!) означает гибель веры в светлое будущее, иллюзорность надежд героев.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Тема смысла жизни в повести А. П. Платонова “Котлован”