Образы великанов романа Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”

Образы разнообразных великанов часто встречаются на страницах французских и немецких сказок. Там их изображают злыми, жестокими, коварными, часто людоедами, которых все ж таки удается перехитрить обычным людям. Франсуа Рабле тоже взял для своего романа сюжет, хорошо известный в французском народном творчестве – это комические хроники (летопись) “о большом и здоровенном” великане Гаргантюа. Да и язык рассказа о жизни и деятельности трех поколений великанов, Грангузье, Гаргантюа, Пантагрюэля, выдержан в тоне веселой, грубоватой сатиры,

высмеивания всех пороков, присущих тогдашнему обществу. И хотя Рабле со вкусом описывает все детали их телесной жизни, пересчитывает, сколько пищи, одежды им нужно, но главное в романе не это. Задача писателя – показать доброту, благородство, стремление к знаниям, достояние тогдашней культуры. Грангузье – добрый король, который старается предотвратить войну, кровопролитие, считая, что это беда для его народа. И когда враг все же таки начал войну, Грангузье оказывает сопротивление и побеждает.
В образах Грангузьє и Гаргантюа Рабле воплощает идеал справедливого монарха, который защищает интересы народа и
правит им по его согласию. Эти же черты присущи и наиболее молодому великану – Пантагрюэлю. От отца он унаследовал не только лучшие человеческие черты, а и горячую любовь к знаниям, к достижениям общечеловеческой культуры. Для этого он посещает несколько учебных заведений – Парижскую библиотеку, учится в городах Пуатье, Бордо, Тулузе, Бурже, Орлеане.
Рабле с юмором, иногда с сатирой изображает обычаи и методы обучения, которые все-таки не помешали получить Пантагрюэлю степень лиценциата права. Очень интересно читать страницы, посвященные жизни тогдашних студентов. Они напоминают украинских бурсаков своим весельем, жизнелюбием, дебошами, а вместе с тем интересом к знаниям. Характерно, что в чертах образа Пантагрюэля отсутствует общественный пафос его отца, короля-реформатора Гаргантюа. Тогдашняя действительность, исторические события, когда гуманисты-вольнодумцы оказываются под прессом жестокой религиозной нетерпимости, служат причиной изображения Пантагрюэля только в частной жизни.
И все же и роман в целом, и образы королей-великанов в частности, оставляют впечатление в контексте исторической действительности времени европейского Возрождения – одной из интереснейших страниц мировой культуры.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Образы великанов романа Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”