“Синий крест” как сатирическое стихотворение

Синий как признак внешнего облика героя (цвет одежды) всегда условен, здесь он – главное средство поэтизации образа: “Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, в котором ты в сырую ночь ушла…” III, 64; “У дверей Несравненной Дамы я рыдал в плаще голубом”, I, 263; “Как бесконечны были складки твоей одежды голубой”, I, 490; “Надо мною ты в синем своем покрывале, с исцеляющим жалом – змея…” II, 260;
И означился в небе растворенном
Проходящий шагом ускоренным
В голубом, голубом,
Закрыто лицо щитом.
Законченным

воплощением символа является один из персонажей пьесы “Незнакомка” по имени Голубой, который на вопрос Незнакомки “Ты можешь сказать мне земные слова? Отчего ты весь в голубом?” отвечает: “Я слишком долго в небо смотрел: оттого – голубые глаза и плащ”, IV, 85.
Один из частых в поэзии Блока символических образов – синие глаза: “Сотни глаз, больших и глубоких, синих, темных, светлых. Узких… Открытых…” IV, 76; “Синеокая, бог тебя создал такой”, III, 183.
О синих глазах Блок пишет чаще всего метафорически: синий плен, глубокая синева, жгуче-синий простор, синяя гроза, бездонные,- смысл этих
метафор раскрывается в контексте, словесно-образным окружением:
Смотрели темные глаза,
Дышала синяя гроза.
Взор во взор – и жгуче-синий
Обозначился простор.
Синие глаза как символ чистоты и высокой романтики подчеркивает Блок в облике Веры Комиссаржевской. Синий цвет как средство образной характеристики Блок использует неоднократно, когда хочет передать романтическое восприятие замечательного искусства Комиссаржевской, особенность ее великого таланта, устремленного к “новому, чудесному, несбыточному”: “…эта маленькая фигура со страстью ожидания и надежды в. синих глазах, с весенней дрожью в голосе, вся изображающая один порыв, одно устремление куда-то, за какие-то синие-синие пределы человеческой здешней жизни”, V,
“…Вера Федоровна – опытная и зрелая актриса; но она ведь – синее пламя, всегда крылатая, всегда летящая, как птица”, V, 472; “Смерть Веры Федоровны волнует и тревожит… Это еще новый завет для нас – чтобы мы твердо стояли на страже, новое напоминание, далекий голос синей Вечности о том, чтобы ждали нового, чудесного, несбыточного…” V, 416.
Синий у Блока – это и символ вечности, и спутник смерти: “Белые священники с улыбкой хоронили маленькую девочку в платье голубом”, I, 276;
“Обессиленный труп, не спасенный твоею заботой, с остывающим смехом на синих углах искривившихся губ…” II, 54.
Синий цвет использует Блок и при создании поэтических картин в духе живописи М. В. Нестерова – голубые кадильницы, оклад синего неба, синий берег рая, синий ладан, темно-синяя риза: “В синем небе, в темной глуби над собором – тишина”, II, 121;
“В простом окладе синего неба его икона смотрит в окно”, II, 84. Вспомним нестеровского “Пустынника”: и фигура старца, и тропинка, по которой он идет, и благостная осенняя даль – все как бы подсвечено синим, и только гроздь красной рябины вносит цветовой диссонанс в освещение картины. Не таков ли и Блок с его пристрастием к цветовым контрастам: “Когда в листве сырой и ржавой рябины заалеет гроздь…” 11,263; “Но густых рябин в проезжих селах красный цвет зареет издали”, II, 75.
Пристрастие к синему цвету приводит иногда к гиперболизации его, к нагнетанию синего в тавтологиях и плеоназмах: “синяя лазурь”, “голубая лазурь”, “сине-голубая пропасть”, “голубой вечерний зной в голубое голубою унесет меня волной…” III, 107; “Голубой, голубой небосвод… Голубая спокойная гладь”, I, 532;
Голубые ходят ночи,
Голубой струится дым,
Дышит море голубым,-
Голубые светят очи!
Тема “соловьиного сада”, раскрывается в “голубом ключе”: синяя мгла, синий сумрак, синяя муть, голубое окно. Тематическим повтором проходит синий в стихотворении “Помнишь ли город тревожный…”:
Синяя дымка, синяя города мгла. В стихотворении “Облака небывалой услады…”-лазурная лень, нежно-синие горы, рождество голубого ручья, голубые земли; в стихотворении “В голубой далекой спаленке…” – штора синего окна, синий сумрак и покой;
В стихотворении “Я в четырех стенах – убитый” противопоставляется злу как символ добра и возможного счастья – голубой: наряд голубой, голубой брат, “она – такой же голубою могла бы стать…”, “лазурию твоей гореть”, “голубоватый дух певца”.
Стихотворение “Война горит неукротимо” сначала называлось “Голубое”:
Война горит неукротимо,
Но ты задумайся на миг,-
И голубое станет зримо,
И в голубом – Печальный Лик.
Лишь загляни смиренным оком
В непреходящую лазурь,-
Там – в тихом, в голубом, в широком –
Лазурный дым – не рокот бурь.
Здесь и в других стихотворениях присутствует субстантивированный образ голубого как самодовлеющей сущности и непреходящей ценности-символа:
Здесь – голубыми мечтами
Светлый возвысился храм.
Все голубое – за Вами
И лучезарное – к Вам.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


“Синий крест” как сатирическое стихотворение