Отображение трагедии личности семьи и народа в поэме А. Ахматовой “Реквием”

А здесь, в глухом угаре пожара
Остаток юности губя,
Мы не единого удара
Не отклонили вот себя…
А. Ахматова
У каждого поэта – своя трагедия. Именно она и интересна современникам. Трагедия Анны Ахматовой в том, что целое поколение не знало своего поэта. Для многих Ахматова оставалась автором любовных стихов, волшебных, глубоких, но далеких от тревог и ужасов современной жизни. Далеко не все знали о том, какая огромная работа идет в душе поэта, какие гневные и горькие строки хранятся, прячутся в ее памяти.
Поколение Ахматовой

было надломлено Октябрьской революцией, выбито из колеи, лишено сопротивления – прежде всего, духовного, морального. Генрих Гейне говорил, что все трещины мира проходят через сердце поэта. Трагедию своих современников Ахматова ощутила и предрекла еще в 20-е года:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Последняя строка еще сохраняет какую-то надежду на изменения в жизни – надежду, которая, к сожалению, так и не оправдалась. Ахматова всегда ощущала себя частью поколения, эпохи, поэтому по праву могла сказать:
/> Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица…
Именно страдающий голос многих тысяч людей прозвучал в “Реквиеме”, написанном в 1930-е годы. В то время сына Ахматовой, Льва Николаевича Гумилева, молодого талантливого ученого, несколько раз арестовывали. И вместе с другими женщинами поэт Анна Ахматова стояла в длинных тюремных очередях, с ужасом и надеждой вглядываясь в окошко, где равнодушный надзиратель скучным казенным голосом сообщал ей убогие сведения о сыне.
На первый взгляд кажется, что “Реквием” состоит из разрозненных стихов. Л. К. Чуковская, что потеряла в мужа, вспоминала, как Ахматова, молча, писала на клочках бумаги строки стихов, давала прочитать, а потом так же, молча, сжигала лист. Она, как и все, боялась слежки, доносов. Ее вынужденная немота была рождена не только непризнанием, но и страхом, который роднил Ахматову, интеллигентную женщину, поэта, с любой малограмотной раскулаченной крестьянкой. И лишь несколько посвященных долгие десятилетия сохраняли в памяти ее “Реквием”, ее боль и гнев.
Вся поэма пронизана мучительной логикой ожидания – ареста, приговора, ожидания сына из тюрьмы. Что делает обычный человек, когда жизнь невыносима, но и умереть невозможно? Старается прийти в забвение – в молитве, в работе, в мелких бытовых заботах. Что делает поэт? Старается перелить свое страдание в стихотворении. И не только свое. Ахматова пишет в предисловии о женщине, которая случайно узнала ее в тюремной очереди. Она спросила: “А это Вы можете описать?” И Ахматова ответила: “Могу”.
Подобно “Реквиему” Моцарта, написанному на заказ, Ахматова тоже получила заказ – описать всех тех, кто уже погиб в тюрьмах и лагерях, и тех, кто еще должен погибнуть. Поэтому, горюя о судьбе своего ребенка, она упоминает о Богородице и ее сыне, распятом за всех людей. Ведь сюжет поэмы – это, в сущности, путь Матери вместе с Сыном (Ахматовой хотелось бы – вместо сына!) его крестным путем. Ахматова пишет о безмерности материнского страдания:
Магдалина билась и рыдала.
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Поэтесса будто возвышается над отдельной судьбой и пишет о судьбах всей страны, всего мира, и в то же время Ахматова конкретно описывает свое время и свой город: Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград…
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных Марусь.
Женщина, которая страдает, хочет, наверное, забыть о своей боли. Но великий поэт, невольный летописец эпохи, понимает, что забыть – нельзя. Забыть – значит предать. Так как сотни тысяч невинно убитых будут жить лишь в памяти жен и матерей. Тема забвения и памяти перекликается в “Эпилоге” поэмы с темой памятника самому поэту (об этом когда-то писали Державин и Пушкин). Давая согласие на памятник в “этой стране”, Ахматова просит не ставить его ни возле моря, где прошло ее детство, ни в Царском Селе, городе муз и поэтов. Нет, памятник должен стоять возле тюремной стены.
Это должен быть памятник не только Поэту, но и Матери, которая оплакивает своих и чужих детей:
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гудит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Здесь голубь – как символ посмертного бытия, успокоения. И величественная картина Невы напоминает об одном из самых красивых в мире городов, построенном на человеческих костях. И этот город вечен, как вечные слезы матерей, которые теряют своих детей. А значит, всегда будет звучать реквием – “Реквием” Анны Ахматовой, – как протест всех матерей против мировой несправедливости.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...

Отображение трагедии личности семьи и народа в поэме А. Ахматовой “Реквием”